Многие велосипедисты Полтавы не ограничиваются покатушками в масштабах нашей области и часто путешествуют далеко за её пределами. При планировании вело-походов по Украине и за её пределами либо для участия в вело-соревнованиях в других городах ехать на велосипеде к месту старта не всегда целесообразно. В таких случаях незаменимой будет перевозка своего двухколёсного друга ж/д- транспортом. Но с этим у многих велосипедистов часто возникают проблемы в виду того, что они либо не знают как это сделать, либо не уверены в правильности своих действий. В данной теме обсуждаются способы перевозки велосипедов в ж/д- транспорте, будь то в поезде или в электричке. Также приветствуются советы "бывалых" и реальные истории, связанные с проблемными вопросами при перевозке велосипеда.
ПОЕЗДОМ
ВИТЯГ з "Правил перевезення пасажирів, багажу, вантажобагажу та пошти залізничним транспортом України" (Наказ Міністерства транспорту та зв'язку України від 27 грудня 2006 року N 119):
РОЗДІЛ 15, пункт 5: Дозволяється перевозити при собі за рахунок норми ручної поклажі пасажира дитячі коляски, велосипеди в розібраному та впакованому стані (не більше одного) та інші речі, які за своїми розмірами можуть бути розташовані у вагоні на місцях, призначених для ручної поклажі.
На практике это означает, что для провоза велосипеда в пассажирских/скорых поездах нет необходимости покупать багажный билет, но обязательно нужно разобрать велосипед (снять переднее колесо, повернуть руль вдоль велосипеда, опустить седло и желательно снять педали) и упаковать его в чехол или мешок (не рискуйте обматывать пакетами и скотчем - проводник имеет полное право Вас не впустить в поезд).
Не смотря на то, что Правилами разрешен провоз велосипедов во всех поездах, необходимо помнить о том, что бывают вагоны не только плацкартные, но и купейные, где размещение велосипедов усложняется конструкцией вагона.
С целью большей устойчивости к шатаниям вагона велосипеды укладываются поперёк третьих полок (небоковых). Так можно разместить до 4-х велосипедов в одном отсеке.
Стоит также по возможности избегать фирменные плацкартные вагоны, в которых третьи полки закрыты со стороны прохода перегородками - в таком случае больше двух велосипедов (и то при хорошей смекалке) не разместить.
Теперь еще несколько моих советов касательно путешествия с велосипедом в поездах:
- при планировании такой поездки заранее позаботьтесь о приобретении билетов на небоковые места; покупка билетов на боковые места крайне нежелательна, ибо на багажных боковых "третьих" полках велосипеды размещать опасно (могут упасть), а с соседями по плацкарту иногда сложно договориться
- при покупке билетов группой более 10 человек учитывайте, сколько времени стоит поезд на станции; если это 5 и менее минут, то желательно распределиться по двум или более вагонам, дабы потом на перроне не создавать затор и не задерживать поезд
- каждому велосипедисту должно быть по силам пройтись/пробежаться со своим зачехлённым велосипедом и баулом/рюкзаком самостоятельно - нужный вагон может остановиться через пару сотен метров, а до отправления поезда как обычно будет оставаться мало времени (исключение могут составлять девушки и то при условии предварительной договорённости с другим человеком о помощи)
- перед посадкой вело-пассажирам одного вагона желательно разобраться, у кого какие места и заходить в порядке убывания мест (от 36 до 1 - для небоковых) - это предотвратит от столпотворений в проходе вагона
- при погрузке в поезд, стоянка которого 2 минуты и при количестве вело-пассажиров более 4х практически нереально кому-либо возвращаться из вагона на перрон, чтобы забрать еще оставшиеся вещи; поэтому погружаясь в вагон, каждый сразу забирает с собой свои вещи и велосипед и по возможности проносит их к своему месту самостоятельно. Если это оказывается непосильным заданием, то баул/рюкзак оставляем в тамбуре у противоположной (закрытой) двери, а сами со своими велосипедами направляемся к своим местам, где сразу же освобождаем третьи полки от матрасов и забрасываем туда велосипеды (поперёк полкам, один на другой - так можно уложить до 4х велосипедов в одном плацкарте). НЕ НУЖНО сразу бежать за своими вещами в тамбур! (если Вы не крайний, входивший в поезд). Не забывайте, что за Вами еще идут другие велосипедисты со своими велосипедами
ЭЛЕКТРИЧКОЙ/ДИЗЕЛЬ-ПОЕЗДОМ
ВИТЯГИ з "Правил перевезення пасажирів, багажу, вантажобагажу та пошти залізничним транспортом України" (Наказ Міністерства транспорту та зв'язку України від 27 грудня 2006 року N 119):
РОЗДІЛ 35, пункт 3: Перевезення велосипедів у приміському сполученні здійснюється у тамбурі поїзда або виділених для цього місцях з оплатою перевезення.
РОЗДІЛ 34, пункт 8: Вартість перевезення великих і малих собак (крім однієї особини), кімнатних тварин, кімнатних декоративних птахів та свійської птиці (крім одного ящика, корзини чи клітки), а також велосипедів становить половину вартості проїзду дорослого пасажира за кожну особину чи місце.
На практике это означает, что для провоза велосипеда в пригородных электро/дизель-поездах необходимо дополнительно приобрести билет на велосипед (так в кассе и называйте, у них должно быть в программе забито как "БГЖ50") стоимостью в полцены от полного билета. В отличии от пассажирских поездов, для провоза велосипеда в пригородных не обязательно разбирать и упаковывать велосипеды, хотя согласно правил, придется размещать их в тамбуре, что обычно не делается и за добрые слова прощается контроллерами.
Теперь несколько полезных советов по поводу проезда с велосипедом в электричках (дизель-поездах):
- по возможности приобретайте билеты в кассе, включая билет на велосипед - от этого вы не так обеднеете, как лишите себя ненужных разговоров с контроллерами (они всегда приятно удивляются наличию дополнительных билетов у велосипедистов, из-за чего даже не обращают внимание на то, что размещение велосипедов не соответствует Правилам)
- при большом количестве велосипедистов в вагоне целесообразно размещать велосипеды, подвешивая за сёдла на багажные решетки и опирая рулём об окно
- если велосипедист попадает в электричку в час-пик, то он может стать со своим 2-колесным другом ненавистным врагом для других пассажиров; дабы этого не случилось, необходимо предварительно узнавать о типичной загруженности электричек в нужном направлении и в нужное время, и если толпы не избежать, то лучше всё-таки упаковать велосипеды в велочехлы и ставить их в линию по одному вдоль прохода вплотную к лавкам
- в последнее время развелось много пригородных поездов повышенной комфортности (№ 8хх) - в них также могут не пустить без велочехлов (хотя не знаю, чем это обосновано - возможно отношением к чистоте); старайтесь по возможности избегать их в велопутешествиях.
СКОРОСТНЫМ ЭЛЕКТРОПОЕЗДОМ HYUNDAI Правила перевозки аналогичны провозу велосипедов в обычных поездах (в разобранном и упакованном виде - в счет нормы ручной клади). С размещением сложнее, чем в плацкартных вагонах отечественных составов, но варианты всё же есть.
Вот так можно провезти велосипед в чехле со снятыми передним и задним колесами, скрученным рулём и педалями, в вагоне второго класса Хюндая: Велосипед достаточно свободно помещается на полку для багажа, главное успеть зайти одним из первых)
Можно не заморачиваться и скрутить только переднее колесо, засунув велосипед в щель между стенкой дверного проема и багажными полками Вагон №4 экспресса Харьков-Киев
Или переместиться в вагон первого класса и удобно разместить чехол с велосипедом со снятым передним колесом на багажную полку. Вагон №5 экспресса Харьков-Киев, багажные полки напротив купе проводника
ПОЕЗДАМИ-ЭКСПРЕССАМИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА ("СТОЛИЧНЫЙ ЭКСПРЕСС") Правила перевозки аналогичны провозу велосипедов в обычных поездах (в разобранном и упакованном виде - в счет нормы ручной клади). Размещение возможно только с открученными педалями в начале и конце вагона (между дверьми и крайними седеньями). Провоз более 4 велосипедов в одном вагоне проблематичен.
Сергей, читай внимательно: "... в тамбуре или выделенных для этого местах...". А вот места такие могут быть выделены внутри вагона электрички с соответствующей указывающей надписью/табличкой. З.Ы.: подвешивание велосипедов за седло на багажные полки не является нормой, равно как и размещение его в проходе. Поэтому такие случаи решаются по личной неофициальной договоренности с контролером. Как вариант, можно запаковать велосипед в чехол и перевозить как негабаритный багаж, но в таком случае приобретается багажный билет с полной стоимостью (это если по правилам, но так обычно не делают).
В плацкарте можно и 4 вела запхнуть на 3 полку. Только педали желательно снять, чтоб не сползали велики друг с друга. Хотел найти фото для примера, но что-то не нашёл. В следующем походе обязательно сделаю фото для примера на будущее :) Update: Собственно фото, с мобильника - качество желает лучшего, но видно что к чему: (4 велосипеда на 3-й полке "бутербродиком" или "сэндвичем")
Вот нашёл фотку с велами в чехлах:
А вот пример упаковки: "Чудеса не противоречат природе, - они противоречат лишь тому, что мы о ней знаем" .
Сообщение отредактировал Arowlander - Среда, 18.01.12, 15:45
дык! актуальна аднака є куди розвиватися) ну може не у всіх вагонах, але принаймні в перших двох можна порекомендувати укрзалізниці у полтавському районі обладнати такі парковки, виграли б всі)))) Ivan, як тобі?
В Украине я уже такие видел (подобные) в новых вагонах - там площадка в начале вагона специально отведена под велосипеды, даже знак велосипеда есть (не перечеркнутый )
В прошлом году ездил с другом на Сорочинцы, до Гоголева ехали електричкой, велы сразу поставили в тамбур,но нас оттуда прогнали. Пришлось затаскивать в вагон. Я еще не слышал так много матов от бабулек. Такие вагоны стали бы просто находкой. Причем я думаю что среднестатистический колхозник тоже не отказался бы повезти свою "Украину" в Полтаву, если бы была такая возможность. Лучше быть в шоке от увиденного чем в жопе от происходящего
Dmutr, а мы до Гоголево летом ездили и сразу велики повесили в вагоне - бабульки только удивлялись. А вот заплатить пришлось за провоз велосипедов. ___________________________________
Никогда не спорьте с идиотами! Вы опуститесь до их уровня, где они задавят вас своим опытом...
та мне - за счастье. Только Укрзалізниця это отдельно государство. У нее подчинение прямое на Киев и ничего на месте не сделается без решения сверху. Да и надобность какая?Ведь действительно момент провоза велосипеда отрегулирован определенными нормативными документами. Сама идея хороша (хоть и не ноу-хау - в Европе практически все поезда оборудованы под провоз велов) и красива, но начинать хоботиться с тем, чтобы это было у нас, думаю, смысла особого нет. Во всяком случае уж точно от этого результата не будет.
уже несколько раз перевозил велик в плацкарте) снимал переднее колесо и приспускал седло, псле чего запечатывал в чехол... педали не снимал, прводники ни разу не возмущались) в прошлом году из Сорочинцев добирались электричкой, вел стоял в тамбуре, никто не ругался и не требовал доплаты) дальше немного оффтоп (не про ЖД) "гюнсел" берет за перевозку до Киева 20 грн за багажное место "Зеленый слон" просит покупку двух мест, хотя запихнуть его в маршрутку довольно проблематично