Многие велосипедисты Полтавы не ограничиваются покатушками в масштабах нашей области и часто путешествуют далеко за её пределами. При планировании вело-походов по Украине и за её пределами либо для участия в вело-соревнованиях в других городах ехать на велосипеде к месту старта не всегда целесообразно. В таких случаях незаменимой будет перевозка своего двухколёсного друга ж/д- транспортом. Но с этим у многих велосипедистов часто возникают проблемы в виду того, что они либо не знают как это сделать, либо не уверены в правильности своих действий. В данной теме обсуждаются способы перевозки велосипедов в ж/д- транспорте, будь то в поезде или в электричке. Также приветствуются советы "бывалых" и реальные истории, связанные с проблемными вопросами при перевозке велосипеда.
ПОЕЗДОМ
ВИТЯГ з "Правил перевезення пасажирів, багажу, вантажобагажу та пошти залізничним транспортом України" (Наказ Міністерства транспорту та зв'язку України від 27 грудня 2006 року N 119):
РОЗДІЛ 15, пункт 5: Дозволяється перевозити при собі за рахунок норми ручної поклажі пасажира дитячі коляски, велосипеди в розібраному та впакованому стані (не більше одного) та інші речі, які за своїми розмірами можуть бути розташовані у вагоні на місцях, призначених для ручної поклажі.
На практике это означает, что для провоза велосипеда в пассажирских/скорых поездах нет необходимости покупать багажный билет, но обязательно нужно разобрать велосипед (снять переднее колесо, повернуть руль вдоль велосипеда, опустить седло и желательно снять педали) и упаковать его в чехол или мешок (не рискуйте обматывать пакетами и скотчем - проводник имеет полное право Вас не впустить в поезд).
Не смотря на то, что Правилами разрешен провоз велосипедов во всех поездах, необходимо помнить о том, что бывают вагоны не только плацкартные, но и купейные, где размещение велосипедов усложняется конструкцией вагона.
С целью большей устойчивости к шатаниям вагона велосипеды укладываются поперёк третьих полок (небоковых). Так можно разместить до 4-х велосипедов в одном отсеке.
Стоит также по возможности избегать фирменные плацкартные вагоны, в которых третьи полки закрыты со стороны прохода перегородками - в таком случае больше двух велосипедов (и то при хорошей смекалке) не разместить.
Теперь еще несколько моих советов касательно путешествия с велосипедом в поездах:
- при планировании такой поездки заранее позаботьтесь о приобретении билетов на небоковые места; покупка билетов на боковые места крайне нежелательна, ибо на багажных боковых "третьих" полках велосипеды размещать опасно (могут упасть), а с соседями по плацкарту иногда сложно договориться
- при покупке билетов группой более 10 человек учитывайте, сколько времени стоит поезд на станции; если это 5 и менее минут, то желательно распределиться по двум или более вагонам, дабы потом на перроне не создавать затор и не задерживать поезд
- каждому велосипедисту должно быть по силам пройтись/пробежаться со своим зачехлённым велосипедом и баулом/рюкзаком самостоятельно - нужный вагон может остановиться через пару сотен метров, а до отправления поезда как обычно будет оставаться мало времени (исключение могут составлять девушки и то при условии предварительной договорённости с другим человеком о помощи)
- перед посадкой вело-пассажирам одного вагона желательно разобраться, у кого какие места и заходить в порядке убывания мест (от 36 до 1 - для небоковых) - это предотвратит от столпотворений в проходе вагона
- при погрузке в поезд, стоянка которого 2 минуты и при количестве вело-пассажиров более 4х практически нереально кому-либо возвращаться из вагона на перрон, чтобы забрать еще оставшиеся вещи; поэтому погружаясь в вагон, каждый сразу забирает с собой свои вещи и велосипед и по возможности проносит их к своему месту самостоятельно. Если это оказывается непосильным заданием, то баул/рюкзак оставляем в тамбуре у противоположной (закрытой) двери, а сами со своими велосипедами направляемся к своим местам, где сразу же освобождаем третьи полки от матрасов и забрасываем туда велосипеды (поперёк полкам, один на другой - так можно уложить до 4х велосипедов в одном плацкарте). НЕ НУЖНО сразу бежать за своими вещами в тамбур! (если Вы не крайний, входивший в поезд). Не забывайте, что за Вами еще идут другие велосипедисты со своими велосипедами
ЭЛЕКТРИЧКОЙ/ДИЗЕЛЬ-ПОЕЗДОМ
ВИТЯГИ з "Правил перевезення пасажирів, багажу, вантажобагажу та пошти залізничним транспортом України" (Наказ Міністерства транспорту та зв'язку України від 27 грудня 2006 року N 119):
РОЗДІЛ 35, пункт 3: Перевезення велосипедів у приміському сполученні здійснюється у тамбурі поїзда або виділених для цього місцях з оплатою перевезення.
РОЗДІЛ 34, пункт 8: Вартість перевезення великих і малих собак (крім однієї особини), кімнатних тварин, кімнатних декоративних птахів та свійської птиці (крім одного ящика, корзини чи клітки), а також велосипедів становить половину вартості проїзду дорослого пасажира за кожну особину чи місце.
На практике это означает, что для провоза велосипеда в пригородных электро/дизель-поездах необходимо дополнительно приобрести билет на велосипед (так в кассе и называйте, у них должно быть в программе забито как "БГЖ50") стоимостью в полцены от полного билета. В отличии от пассажирских поездов, для провоза велосипеда в пригородных не обязательно разбирать и упаковывать велосипеды, хотя согласно правил, придется размещать их в тамбуре, что обычно не делается и за добрые слова прощается контроллерами.
Теперь несколько полезных советов по поводу проезда с велосипедом в электричках (дизель-поездах):
- по возможности приобретайте билеты в кассе, включая билет на велосипед - от этого вы не так обеднеете, как лишите себя ненужных разговоров с контроллерами (они всегда приятно удивляются наличию дополнительных билетов у велосипедистов, из-за чего даже не обращают внимание на то, что размещение велосипедов не соответствует Правилам)
- при большом количестве велосипедистов в вагоне целесообразно размещать велосипеды, подвешивая за сёдла на багажные решетки и опирая рулём об окно
- если велосипедист попадает в электричку в час-пик, то он может стать со своим 2-колесным другом ненавистным врагом для других пассажиров; дабы этого не случилось, необходимо предварительно узнавать о типичной загруженности электричек в нужном направлении и в нужное время, и если толпы не избежать, то лучше всё-таки упаковать велосипеды в велочехлы и ставить их в линию по одному вдоль прохода вплотную к лавкам
- в последнее время развелось много пригородных поездов повышенной комфортности (№ 8хх) - в них также могут не пустить без велочехлов (хотя не знаю, чем это обосновано - возможно отношением к чистоте); старайтесь по возможности избегать их в велопутешествиях.
СКОРОСТНЫМ ЭЛЕКТРОПОЕЗДОМ HYUNDAI Правила перевозки аналогичны провозу велосипедов в обычных поездах (в разобранном и упакованном виде - в счет нормы ручной клади). С размещением сложнее, чем в плацкартных вагонах отечественных составов, но варианты всё же есть.
Вот так можно провезти велосипед в чехле со снятыми передним и задним колесами, скрученным рулём и педалями, в вагоне второго класса Хюндая: Велосипед достаточно свободно помещается на полку для багажа, главное успеть зайти одним из первых)
Можно не заморачиваться и скрутить только переднее колесо, засунув велосипед в щель между стенкой дверного проема и багажными полками Вагон №4 экспресса Харьков-Киев
Или переместиться в вагон первого класса и удобно разместить чехол с велосипедом со снятым передним колесом на багажную полку. Вагон №5 экспресса Харьков-Киев, багажные полки напротив купе проводника
ПОЕЗДАМИ-ЭКСПРЕССАМИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА ("СТОЛИЧНЫЙ ЭКСПРЕСС") Правила перевозки аналогичны провозу велосипедов в обычных поездах (в разобранном и упакованном виде - в счет нормы ручной клади). Размещение возможно только с открученными педалями в начале и конце вагона (между дверьми и крайними седеньями). Провоз более 4 велосипедов в одном вагоне проблематичен.
Года два назад,еще ездили пассажирский дизель-поезд повышеной комфортности:Полтава-Кременчуг-Полтава-Харьков.Был бар(в котором мы ехали на Кремень)с мягкими сиденьями.Затем Харьковские чинуши просто отменили поезд-и теперь это пригородный дизель-поезд.
LAEN, мерсі. Погана новина, що в електичках спец місць немає, тобто мають право наїхати, щоб вєли везли в тамбурі, а на зачепивши за полицю сідлом, як зазвичай робимо
Женя, самое смешное, что за несколько лет поездок в НСанжары с велосипедом в дизеле, ни разу (!) кассиры продающие билеты в вагоне не предлагали выставить вел в тамбур. Не знаю, что этому способствовало, то ли чистый велосипед, то ли заранее купленный 50% багажный билет, но ни у них, ни у регулярно проходящих по вагону "водителей" никаких претензий не возникло. Хотя вел стоит в проходе как правило. А вот вредные бабки, которым этот вел ну абсолютно никак не мешает, любят поумничать. Приходится предлагать "канхветку тузик" ....., или газетку "камунист палтавщины" почитать, вредные, спасу нет. Ride more, work less.
Сообщение отредактировал sergf1 - Среда, 02.12.15, 21:00
sergf1, кондуктори - люди працюючі, тому не вредні))), а може не знають самі про табмур, в будь-якому випадку - кондуктор - товариш велосипедста))))
А от пенсіонери... верства населення, яка могла б навести порядок в силу малої зайнятості, пікетувати, ходити на засідання всіх рад, задорочить скаргами всю бюрократичну машину, мають життєвий досвід, можуть організовуватись. Еволюційно, старше покоління було запобіжником дибільних ідей молодим, і давало їм те, чтого у молодх немає - досвід.
Натомість, зараз воно зле, непривітне, тупе, тягне назад в СРСР, де було добре як вони гадають, а насправді де ніхрєна можна було не робити і заробляти так як той, хто працює, тупашать в тєлік, спамову "періодику", голосують за пайки. Ну та ладно, не "об тім річ" :)
Сообщение отредактировал корчмар_з_Окінави - Среда, 02.12.15, 22:22
Провідники теж розуміють, що велосипед у тамбурі буде створювати набагато більше незручностей, ніж у салоні. Скільки доводилось їздити електричками-дизелями, ти велосипедотамбуросрач був лише раз. Рейсом 20:25 з Кременчука при пустому салоні. Словесна перепалка завершилась швидко і на користь велосипедистів.
Кондуктор реально осознаёт (и частенько видит) что вел блокирует двери (в салон или переход и частично одну из входных) в тамбуре. Сильно_много_умным поясняю что если я буду в тамбуре они в салон не попадают в принципе. Ещё никто не опроверг. Уже 2 сезона доводится время от времени ездить вдвоём, причём в популярное время, 2 вела, 1 баул, занимаем 1 секцию, а то и меньше. Только раз бухтела одна колхозница. В том салоне багажных полок не было.
простите что так беспардонно, просто недавно читал очень интересную статью на тему перевозки велосипеда в поезде, буквально недавно начал читать этот блог о велотуризме http://www.veloturist.org.ua/ статья так и называется "перевозка велосипедов" там сразу видно, это в добавок к уже обсуждаемой инфе) о категориях не спорят
ТЕКСТ ЕЛЕКТРОННОЇ ПЕТИЦІЇ: Обладнати місця для велосипедів у приміських поїздах не так вже важко і затратно. Потрібно просто демонтувати кілька сидячих місць тим самим вивільнивши місце для зручного перевезення велосипедів.(Приклад https://www.youtube.com/watch?v=asJISsTyMls)
Для того, щоб підписати петицію необхідно ввести всі дані і дочекатися листа на електронну пошту, після чого підтвердити підписання петиції.