Ремонт трещётки или как сэкономить пару сотен гривен - Форум
БЫСТРЕЕ ВЕТРА ПОЛТАВСКАЯ ВЕЛОЖИЗНЬ Среда, 23.05.18, 21:12
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Все, кто только зарегистрировался и хочет общаться на форуме, перейдите, пожалуйста, по этой ссылке! -------------

Полтавский канал для взаимопомощи и общения на дорогах • Для рации: LPD 69 канал (434.775 МГц) • Для смартфона: Zello-канал «Полтава велосипедная»
[ Новые сообщения форума · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: XSergeyX, корчмар_з_Окінави  
Форум » Техзона » Техзона /разное/ » Ремонт трещётки или как сэкономить пару сотен гривен (касается шлицевых задних втулок)
Ремонт трещётки или как сэкономить пару сотен гривен
ViXДата: Вторник, 09.10.12, 21:34 | Сообщение # 1
Группа: Субмодераторы
Сообщений: 3968
Замечания: 0%
Статус: Offline

Думаю, для многих не секрет, что для сцепления кассеты звёзд с основанием задней втулки служит так называемая трещётка. В дешевых велосипедах она входит в состав кассеты и при износе меняется вместе со звёздами. В более дорогих моделях используются шлицевые задние втулки (в них кассета не накручивается, а насаживается на шлицы). В таком случае трещётка входит в состав задней втулки (отмечено на рисунке) и отдельно не продаётся, поэтому при её износе необходимо менять всю заднюю втулку в сборе, а это влечёт за собой переспицевание колеса. В итоге ремонт обойдётся как минимум в 200 грн. Но не стоит заранее огорчаться, ибо есть и положительный момент - износостойкость таких втулок достаточна, чтобы не менять её до 20000 км пробега (в зависимости от условий езды).
Но что же делать, если по истечению всего полгода трещётка уже перестаёт правильно функционировать (появляются проскакивания сцепки)? Снова бежать в магазин за новой задней втулкой? Видимо да, ибо производители запчастей отдельно не поставляют трещётки, а только втулки в сборе. А не возникает ли при этом у вас возмущение по поводу скоропостижности износа трещётки? У меня лично возникло, ибо такой случай как раз произошел со втулкой моего Gary Fisher'а... Ну, не может же она так быстро износится. Что-то тут не так... Вот я и решил докопаться до истины. И вместо того, чтобы потратить нелишних пару сотен гривен на замену втулки, я, закатив рукава, начал разбирать втулку, точнее трещетку... Что из этого вышло - читайте далее в иллюстрированном (а для многих - познавательном) рассказе.

Пролог
Не поленитесь разобраться до конца в причине поломки! Это может сэкономить вам не одну сотню гривен. Не верите, тогда взгляните на рисунки ниже:

На рисунке слева вы видите заднюю втулку стоимостью 180 грн.
На правом рисунке – стопорное кольцо размером с 10-копеечную монету и стоимостью не на много более тех самых 10 копеек.
Вопрос: какая связь между этими рисунками? Ответ вы получите после прочтения этого рассказа.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Итак, начинаю делать то, чего раньше никогда не делал. Обычно это у меня неплохо получается smile
Сперва снимаю кассету звёзд, применив нехитрое приспособление:

После этого откручиваю (против часовой стрелки) 6-гранным ключом на 10мм шлицевую часть втулки с вмонтированной в неё трещёткой.

Для ключа во втулке имеется специальный паз, который в свою очередь размещен в болте, которым прикручена трещетка к основанию втулки:


Далее приступаю к разборке трещетки.
С одной стороны она имеет зубчатые выступы для жесткой сцепки с основанием втулки, а с другой стороны – отверстие.

Разборку трещетки начинаю с извлечения защитного кольца, которое защищает подшипники от пыли (кстати, подшипники предварительно были извлечены), после чего видим следующее:

В «стакане» для подшипников есть две выемки, в которые я вставил металлическую планку подходящего размера и вывинтил этот стакан. ВАЖНО: левая резьба, вывинчивал по часовой стрелке.
Советую перед тем, как до конца вывинтить стакан и полностью разобрать трещетку, предварительно подложить какую-нибудь посудину, иначе повыскакивают круглые маленькие «букашки» в количестве 50 шт. и разбегутся кто куда smile (как вы догадались - это подшипники трещетки)

Итак, получили трещётку в разобранном виде:

После промывки составных частей, я принялся за обмозговывание принципа работы трещетки. В процессе несложного и кратковременного напряга извилин в голове, я пришел к выводу, что принцип сцепления довольно прост:
в сердечнике имеются по бокам 2 полукруглых углубления,

в каждом из которых размещается т.н. зуб. Посередине каждого зуба есть прорезь, через которую проходит стопорное кольцо (слышали уже о нём, не так ли?), выполняющее роль пружины, в следствии чего зубья отводятся к зубчатообразным стенкам цилиндра, в который установлена трещётка.

Ну а дальше – всё предельно ясно. Крутим в одну сторону – происходит зацеп «зуб-за-зуб», в обратном направлении – 2 зуба скользят по зубьям цилиндра, создавая характерный звук трещетки. Теперь стало ясно, что прокруты будут возникать тогда, когда пропадает этот зацеп, а это в свою очередь возможно при условии слизанных углов зубьев или выстопов в цилиндре. Но на предыдущих фото видно, что выступы в цилиндре практически не изношены, а два зуба вообще выглядят как новые.
А вы, случайно, ничего странного на последнем рисунке не заметили? Давайте посмотрим еще раз:

Видите, что один зуб отведён, как и должно быть, а второй – спрятался. Вот это я тоже тогда заметил. А причиной этому есть то, что кольцо, выполняющее функцию пружины, по идее должно было быть таким:

но оно сломалось... Да-да, сломалось какое-то колечко… А менять (как книжка пишет) надо было бы всю заднюю втулку.
Вот и думайте теперь, что для вас выгоднее: разобрать и обнаружить поломку, стоимость устранения которой оценивается в копейки, или же не напрягаясь заплатить каких-то пару сотен грн. и поменять втулку? Лично мне по душе первый вариант, что я и сделал в итоге и теперь оч.доволен smile

Эпилог

На рисунке слева вы видите заднюю втулку стоимостью 180 грн.
На правом рисунке – стопорное кольцо размером с 10-копеечную монету и стоимостью не на много более тех самых 10 копеек.
Для тех, кто не желает полностью разобраться в причине той или иной поломки, даже лопнувшее кольцо, стоимостью несколько копеек на самом деле может обернуться расходами в пару сотен гривен. Задумайтесь…
+++++++++++++++++++++++++++++
Добавлю немного полезной инфы для тех, кто всё-таки захочет разобрать трещетку (а потом еще и успешно собрать biggrin )
Порядок сборки см. на фото:


В процессе сборки следует не забывать о 50-ти шариках подшипников, которые предварительно закрепляем с помощью густой смазки в пазах, как показано на фото:


Полученные "заготовки" вставляем одна в другую и с другой стороны прикручиваем пазом с резьбой (слева на фото):


Далее всё просто и должно быть понятно каждому.


Сообщение отредактировал ViX - Вторник, 09.10.12, 21:50
 
ViXДата: Вторник, 09.10.12, 21:37 | Сообщение # 2
Группа: Субмодераторы
Сообщений: 3968
Замечания: 0%
Статус: Offline
Не смотря на то, что эта тема 3-годичной давности, но всё же может кому пригодится.
 
XSergeyXДата: Вторник, 09.10.12, 21:53 | Сообщение # 3
Группа: Модераторы
Сообщений: 4831
Замечания: 0%
Статус: Offline
ViX, правильно делаешь, что фоткаешь и описываешь...для новичков очень полезные знания


 
корчмар_з_ОкінавиДата: Вторник, 09.10.12, 22:19 | Сообщение # 4
Группа: Субмодераторы
Сообщений: 2887
Замечания: 0%
Статус: Offline
додав у технічні FAQ
 
ArmstrongДата: Вторник, 09.10.12, 22:54 | Сообщение # 5
Группа: Проверенные
Сообщений: 1758
Замечания: 0%
Статус: Offline
Quote (XSergeyX)
ViX, правильно делаешь, что фоткаешь и описываешь...для новичков очень полезные знания
Поддерживаю! Очень полезной будет информация.
Не плохо бы было взять за правило - фотографировать этапы ремонта вела и его компонентов. А потом выкладывать на форум.


Жизнь слишком коротка, что бы ходить пешком
https://www.strava.com/athletes/19767690
 
ViXДата: Вторник, 09.10.12, 23:00 | Сообщение # 6
Группа: Субмодераторы
Сообщений: 3968
Замечания: 0%
Статус: Offline
Quote (Armstrong)
Не плохо бы было взять за правило - фотографировать этапы ремонта вела и его компонентов. А потом выкладывать на форум.

обычно в таких случаях руки настолько загрязненные (в отработанной смазке), что фотик жалко брать в руки
 
AlexBigДата: Вторник, 09.10.12, 23:03 | Сообщение # 7
Группа: Проверенные
Сообщений: 159
Замечания: 0%
Статус: Offline
Ценная информация и наверно пригодиться многим, кто заметит проскальзывание и захочет сэкономить денежку thumbup
 
XSergeyXДата: Вторник, 09.10.12, 23:10 | Сообщение # 8
Группа: Модераторы
Сообщений: 4831
Замечания: 0%
Статус: Offline
Quote (friendless)
кто заметит проскальзывание

не только его. разборка втулки может проводиться не только через проблему Вити, там ещё очень много разных нюансов. просто тут наглядное пособие по разборке



 
ArmstrongДата: Вторник, 09.10.12, 23:19 | Сообщение # 9
Группа: Проверенные
Сообщений: 1758
Замечания: 0%
Статус: Offline
Quote (ViX)
обычно в таких случаях руки настолько загрязненные (в отработанной смазке), что фотик жалко брать в руки

Вить, один измазанный фотик в мазуту стоит того, что хоть даже десяток человек не наступят на одни и те же грабли при ремонте.


Жизнь слишком коротка, что бы ходить пешком
https://www.strava.com/athletes/19767690
 
HammerHeadДата: Среда, 10.10.12, 01:36 | Сообщение # 10
Группа: Проверенные
Сообщений: 1749
Замечания: 0%
Статус: Offline
Я хотел однажды разобрать трещотку, но упёрся в один маленький нюанс, который, кстати, и сейчас остался без внимания. А именно
Quote (ViX)
начинаю с извлечения защитного кольца
Как? Оно, на сколько я знаю, впрессовано, из-за чего трещотка и считается в интернетах неразборным узлом.


 
SAMДата: Среда, 10.10.12, 09:42 | Сообщение # 11
Группа: Проверенные
Сообщений: 3861
Замечания: 0%
Статус: Offline
ViX, В предверии зимы хорошая тема!
Одна из причин отказа собачек трещетки, ЗАМЕРЗАНИЕ смеси смазки и воды, так-что провести профилактику не вредно!
Ну и мелочи:
-У меня шариков вроде побольше,
-Не отражена роль прокладочных шайб (осевой люфт), или не дочитал?
-Иногда требуется востановление геометрии "зуба", что легко делается алмазным надфилем или минишлифмашинкой.
 
ViXДата: Среда, 10.10.12, 10:44 | Сообщение # 12
Группа: Субмодераторы
Сообщений: 3968
Замечания: 0%
Статус: Offline
HammerHead, не знаю, может в других трещетках не так, но в двух виденных мной кольца незамкнутые типа стопорных внешних.
 
SanYAДата: Среда, 10.10.12, 12:10 | Сообщение # 13
Группа: Администраторы
Сообщений: 9919
Статус: Offline
Я бы немного откорректировал терминологию... Тем более, что в разговоре, если говорят про втулку с трещёткой, подразумевается резьбовая втулка.

Резьбовые втулки - втулки, где трещетка вместе с блоком звезд (кассетой), навинчивается на втулку.
Нынче такие втулки устанавливаются на самых дешевых моделях велосипедов, а также на односкоростных (bmx, single speed...).

Барабанные (freehub) - втулки, где храповой механизм является частью втулки, а кассета представляет собой лишь набор звезд.
Барабанные втулки в свою очередь отличаются способом реализации в них храпового механизма и подразделяются на собачковые и роллерные.



В храповом механизме барабанных втулок не всегда используются собачки и, следовательно, называть втулку с роллерным механизмом трещёткой некорректно.




Неплохой сайт-мурзилка (на мой взгляд не совсем удобно структурирован), где уже очень много всего лежит с фотографиями, например этот.


___________________________________


Никогда не спорьте с идиотами! Вы опуститесь до их уровня, где они задавят вас своим опытом...
 
knakiДата: Воскресенье, 25.11.12, 10:30 | Сообщение # 14
Группа: Проверенные
Сообщений: 12
Замечания: 0%
Статус: Offline
и начинаешь думать,что лучше купить велосипед с шестериком и соотвественно с трещеткой или оборудование выше и соответсвенно кассетой?Если в поход,то имхо лучше ехать на трещетке и взять с собой запасную трещетку.А автору большой респект.Правда бывают случаи,что выработка уже в самом гнезде,где находиться собачка,но тогда уже и пробег как правило около 20000км.
 
knakiДата: Воскресенье, 25.11.12, 10:32 | Сообщение # 15
Группа: Проверенные
Сообщений: 12
Замечания: 0%
Статус: Offline
А в трещетке надо выкручивать по часовой стрелке!
 
Форум » Техзона » Техзона /разное/ » Ремонт трещётки или как сэкономить пару сотен гривен (касается шлицевых задних втулок)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright MyCorp © 2018 Хостинг от uCoz