БЫСТРЕЕ ВЕТРА Пятница, 21.07.17, 13:46
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Велостатьи [56]
Питание [9]
Набор статей о питание при езде на велосипеде
Тренеровки [2]
Веломарафоны [1]
Разное [20]
Анатомия [1]

Главная » Статьи » Велостатьи

Трещотки и втулки (Freewheels and freehubs)
Трещотки и втулки (Freewheels and freehubs)

Трещеточные задние втулки имели стандартную резьбу, на которую можно было навинтить стандартную трещотку с блоком звездочек (freewheel). Это позволяло использовать трещотку любой фирмы со втулкой любого производителя. Если ваши звездочки изнашивались или же вам хотелось иметь другой набор звезд, вы могли просто отвинтить трещотку и привинтить другую.

В настоящее время кассетные втулки (freehub) почти полностью вытеснили традиционные резьбовые трещотки. Грустно терять взаимозаменяемость, но новые втулки работают столь хорошо, что их смело можно признать новым стандартом.



Преимущества кассетных втулок

Из-за расположения подшипников в кассетных втулках Shimano поддержка оси располагается ближе к концам. В результате погнутые оси – редкая проблема с этими втулками. Не все производители кассетных втулок используют этот принцип – он запатентован Shimano.



Кассетная втулка включает в себя храповой механизм (он все еще заменим). Если вы изнашиваете задние звездочки, вы заменяете только их – не заменяя храповик. Обычно он работает намного дольше, чем звездочки.

Звездочки чаще всего продаются набором – кассетой. Для простоты установки звездочки в кассете чаще всего скреплены тремя маленькими болтами или заклепками. Эти болты/заклепки ни в коем случае не необходимы, они просто удерживают звездочки и прокладки (спейсеры) в правильном порядке и облегчают установку кассеты. В продаже встречаются и отдельные звездочки.

Некоторые из высококачественных кассет используют "паук" – промежуточную отливку из алюминия, скрепляющую 3, 4 или 5 самых больших звезд. Это снижает вес, но звездочки, "сидящие" на "пауке", не могут быть заменены кроме как все вместе.

Снятие и установка кассеты

На современных кассетах типа "Hyperglide" (т.е. на всех кассетах, производимых с конца 80-х) используется резьбовое стопорное кольцо (lockring), которое закрепляет звездочки на шлицах барабана (барабан - внешний корпус храпового механизма). Существует специальный инструмент (съемник кассеты), который подходит к пазам закрепляющего кольца. Некоторые съемники имеют длинную ручку, некоторые (вроде того, что на фотографии), имеют шестигранную форму – их можно зажать в тисках или же вращать с помощью мощного гаечного ключа.

Стопорное кольцо имеет стандартную правую резьбу – затягивается вращением по часовой стрелке. Если вы хотите снять кольцо, вращайте против часовой, но при этом храповой механизм будет прокручиваться и для удержания кассеты вам понадобится хлыст.


Внутри стопорного кольца можно видеть 12 шлицевых углублений (пазов)


Съемник кассеты и хлыст установлены, можно отворачивать стопорное кольцо


Uniglide


Звездочки старых кассет Shimano использовали дизайн зубьев, называемый Uniglide. Они имели 9 идентичных пазов, которые соответствовали выступам на корпусе храповика (барабане). Между звездочками находились прокладки (спейсеры). С 5- и 6-скоростными кассетами использовались 3.65мм спейсеры, с 7-скоростными – обычно 3.1мм. Для 8-скоростных кассет использовались прокладки толщиной 3.0 мм.

Звездочки, имевшие меньше 14 зубьев, имели "встроенную" прокладку (прокладка была частью звезды), но остальные звездочки можно было перевернуть и использовать как новые! Звездочки с вмонтированными прокладками были доступны для 5- и 6-скоростных кассет, для 7-скоростных и для 8-скоростных.

Наименьшая звездочка на Uniglide-кассете не была шлицевой, она была резьбовой. При навинчивании на барабан (на конце которого соответственно была резьба) она сжимала все остальные звездочки вместе.

Чтобы снять такую кассету, необходимы 2 хлыста – один для удержания кассеты, другой для отвинчивания маленькой звездочки. Поворачивайте маленькую звездочку хлыстом против часовой стрелки, другим хлыстом удерживая остальные звезды от вращения. Втулки Dura-Ace использовали другую, меньшую резьбу, которая работала только с резьбовыми звездочками Dura-Ace. (Одно время можно было отдельно купить 11-зубую резьбовую звездочку под Dura-Ace, но потом они исчезли).



Кассеты Uniglide больше не производятся. Если у вас есть втулка, предназначенная для таких кассет, лучшее, что можно сделать – это модернизировать ее, заменив храповой механизм с барабаном (все это вместе еще называют "орехом") на механизм, совместимый с Hyperglide.

Как вариант, можно поставить Hyperglide-кассету на Uniglide-барабан, сточив на нем один широкий выступ (или же расточив узкий паз на каждой из звезд, что проще). Это не очень сложно. Правда, для закрепления кассеты вам все равно понадобится маленькая резьбовая Uniglide-звездочка. Достать ее сегодня не так-то просто.

Ранние Hyperglide-втулки (фото посередине) имели как внутреннюю, так и наружную резьбу, так что они могли работать с обоими типами кассет.


Hyperglide ®




При использовании традиционных систем переключения смена передачи осуществляется смещением цепи вбок – до тех пор, пока она не перестанет сцепляться со звездочкой, на которой была. Отцепившись, она падает (или поднимается) на следующую, ближайшую с этой стороны звезду.

В конце 80-х Shimano представило "Hyperglide" – новый дизайн звездочек, который позволял цепи одновременно зацеплять две смежные звездочки. Цепь зацепляет новую звезду прежде чем отцепляется от предыдущей. Результат – переключение осуществляется мягче, тише и быстрее.

Это достигается путем придания зубьям звездочек различных форм, а также формированием наклонных плоскостей на боках звезд – для облегчения перехода цепи.

Для того, чтобы эта система работала, вращательное положение каждой звезды должно быть четко зафиксировано относительно смежных звезд. Uniglide-звездочки могли быть установлены на барабан в 9 различных положениях (18 если считать перевернутые позиции!). Звездочки Hyperglide могут быть установлены только в одном. Для этого один из пазов на звездочках уже, чем другие. Он подходит к соответствующему выступу на Hyperglide-барабане. На каждой звездочке есть значок "^", указывающий на широкий паз.

Так как поворотная позиция звездочки критична к созданию "Hyperglide", резьбовые звездочки не могут использоваться. Все звездочки в Hyperglide кассете - с пазами, и специальное стопорное кольцо с внутренней резьбой зажимает набор вместе. Это стопорное кольцо использует тот же самый съемник, как и для обычных Shimano и Sachs трещоток.

Соответственно, резьбовые Uniglide-звездочки уже не могут использоваться в Hyperglide-кассете. Наименьшая звездочка (закрепляемая стопорным кольцом) является шлицевой и может быть установлена только в одном положении на барабане.

Люди часто говорят, что Shimano меняет стандарты, не обеспечивая обратной совместимости. В данном случае это не так. Когда Shimano разработали Hyperglide, они сделали корпус втулки совместимым с Uniglide-кассетами. Многие, особенно ранние, Hyperglide-барабаны имеют наружную резьбу, позволяющую навинтить на них маленькую резьбовую Uniglide-звездочку (см. фото выше)

К тому же большинство старых кассетных втулок Shimano могут быть модернизированы установкой Hyperglide-храповика (ореха). Это несложная и недорогая модификация (прим. пер.: не такая уж и недорогая – иногда до 80% от стоимости втулки).

Для того, чтобы Hyperglide-кассета работала, каждая звездочка должна быть разработана для использования в определенном положении относительно соседних звезд. К примеру, в 7-скоростных кассетах есть 3 различных звездочки на 15 зубьев: одна для работы между 13- и 17-зубыми звездами, другая для работы между 14- и 17, и третья работает между 14- и 16-зубыми.

Hyperglide-кассеты обычно продаются в сборе и различные комбинации звезд обозначаются буквами (к примеру, ab, ba, bd, be и др.). Существует довольно большое число комбинаций.

Кассеты, переключатели и втулки: "дорожные" или "горные"


  • "Дорожные" или "Горные" Кассеты: Кассеты поставляются в различных комбинациях звезд. Если разница между размерами звездочек невелика и в наборе нет больших звезд, то такую кассету обычно называют «дорожной». Если же кассета имеет большой диапазон значений и большие звезды, то ее обычно называют «горной».
  • "Дорожные" или "Горные" Переключатели: Аналогично, переключатели поставляются с различной длиной лапок. Переключатели с короткой лапкой («дорожные») будут работать только с «дорожными» кассетами, поскольку у них недостанет емкости для компенсации провиса цепи при использовании «горной» кассеты. Также «дорожные» переключатели могут иметь ограничения по большой звезде в кассете, поскольку при использовании «горной» кассеты верхний ролик может начать тереть по большой звезде. Переключатели с длинной лапкой имеют большую емкость и могут работать со всеми типами кассет. Такие переключатели обычно называют «горными». Раньше их чаще называли «туринговыми». (Прим. переводчика: «горные» переключатели Sram могут работать только с «горными» кассетами - не более «шоссейными», чем 11-28 или 12-28). Заметим, что заднему переключатели "не важно" сколько передач у вас на велосипеде. Для использования 10-скоростной кассеты вам не нужен 10-скоростной переключатель. Это верно по отношению ко всем переключателям Shimano, за исключением Dura-Ace 1996 г. и более ранних.
  • "Дорожные" или "Горные" Втулки: По идее, никаких проблем с взаимозаменяемостью и совместимостью «горных» или «дорожных» втулок и кассет нет, если совпадает количество звезд. Кроме того, втулки, помеченные как «8-, 9- или 10-скоростные» будут работать с любым числом звезд! (Прежде чем устанавливать 7-скоростную кассету на 8-, 9- или 10-скоростную втулку, добавьте 4,5мм спейсер).


Любая Hyperglide-кассета Shimano совместима с любой Hyperglide-втулкой Shimano со следующими оговорками:


  • 7-скоростные втулки работают лишь с 7-скоростными кассетами (тут есть хитрость: см. ниже)
  • Втулки Dura-Ace 7800 (2004-2006 гг., 2007 г.) будут работать только с 10-скоростными кассетами Dura-Ace (барабан у втулки алюминиевый и поэтому используется особая форма шлицов)
  • Многие старые втулки не рассчитаны на использование 11-зубых звездочек (см. ниже)
  • Втулки и кассеты Capreo (специальная группа Shimano с высокими передаточными коэффициентами, разработанная для использования на велосипедах с маленькими колесами) совместимы только «сами с собой».


Внимание: Хотя с точки зрения совместимости с кассетами «Дорожные» и «Горные» втулки не имеют между собой никаких различий – разумеется, с учетом приведенных выше замечаний, – они различаются измерением «контргайка-контргайка» (Over-Locknut-Dimension), которое должно соответствовать расстоянию между дропаутами рамы (Spacing). Это измерение/расстояние равняется 130 мм для «дорожных» втулок и велосипедов, тогда как в «горных» втулках это значение обычно составляет 135мм.

Дополнительные 5 мм придают заднему колесу несколько большую жесткость благодаря уменьшению его асимметричности (см. Dishing). «Горные» втулки также обычно лучше защищены от грязи и воды.

"HyperDrive-C" кассеты на обычных втулках

Shimano использует термин "HyperDrive-C" для обозначения систем, рассчитанных на использование 11-зубой звездочки ("C" обозначает "compact" – "компактный". Обычно 11-зубые звездочки используется с меньшими, чем обычно, ведущими звездами – к примеру, в горных велосипедах).

Из-за проблем зазоров пазы на звездочках с 11 зубьями идут лишь на половину толщины звезды. Соответствующие выступы на барабане HyperDrive-C также не доходят до края.



[b]HyperDrive-C корпус не HyperDrive-C корпус[/b]

Если установить кассету, содержащую 11-зубую звездочку на старый, не-компактный барабан ("обычный"), кассета не будет правильно закреплена и все звездочки, кроме 11-зубой, будут люфтить и шататься.

Есть 2 способа решения этой проблемы:


  • Можно использовать кассеты HyperDrive-C на обычных барабанах, добавляя 1мм спейсер (прокладку) перед установкой кассеты. Возможно, потребуется добавить еще одну прокладку с правой стороны оси (между втулкой и дропаутом), особенно если вы не хотите потом подстраивать задний переключатель;
  • С другой стороны, можно просто сточить концы выступов на не-компактном барабане.


Внимание: Если вы заменяете наименьшую звездочку в кассете на 11-зубую, вы должны заменить и стопорное кольцо (локринг). Вместо обычного кольца вам необходимо будет использовать кольцо HyperDrive-C. Локринги, рассчитанные на 11-зубые звездочки, имеют меньший внешний диаметр. Если же вы используете обычное стопорное кольцо, боковые пластины цепи будут задевать за его края и цепь не будет правильно работать на 11-зубой звездочке. (Стопорные кольца «компакт» также совместимы и со всеми другими размерами наименьших звезд).

Замена храпового механизма ("ореха").

Практически на всех кассетных втулках Shimano можно заменить храповой механизм (орех). Причем заменить его можно на любой другой храповик от Shimano. Исключения:


  • Самые ранние втулки (их можно узнать по отсутствию типичного утолщения на правом конце барабана) – у них незаменяемые орехи;
  • Втулки с новым "тихим" механизмом "silent clutch"
  • Втулки Dura-Ace до 1997 г., они совместимы только с храповиками Dura-Ace до 1997 г.




Для того, чтобы снять храповой механизм, сначала вытащите ось. Затем вставьте 10мм шестигранник в центр ореха (в полый фиксирующий болт). Отвинтите этот болт (обычная правая резьба – крутите против часовой стрелки, чтобы открутить). Орех отойдет и его можно будет снять. Болт закреплял его на шлицах, через которые вращательное движение передается втулке.

Орехи Dura-Ace требуют специального шлицевого ключа для снятия – инструмент Shimano #TL-FH10.

В самых ранних кассетных втулках Uniglide (1970-е и самое начало 80-х) использовалась другая система – см. ниже.

Хотя большинство орехов и подходит к любой кассетной втулке, может возникнуть проблема из-за несовместимости между правым конусом и пыльником, идущим в комплекте с новым орехом. Обычно можно выковырять пыльник из старого ореха или же можно купить подходящий новый конус.

Частой причиной смены ореха является желание сделать из 6- или 7-скоростной втулки втулку на 8/9/10 скоростей. Обычно в таком случае изменяется расстояние «контргайка-контргайка». Соответственно придется изменить натяг спиц с одной стороны (также должно измениться расстояние между дропаутами рамы – см. далее).

Новая ось не нужна!

Некоторые ребята говорят, что при этом надо сменить ось во втулке на более длинную. Это неверно. Типичная ось под эксцентрик на 11мм длиннее, чем расстояние «контргайка-контргайка» во втулке, так что с каждой стороны после контргайки «торчит» еще 5.5 мм оси. Если вы берете 7-скоростную втулку (расстояние между контргайками – 126мм, длина оси 137мм) и, сменив орех, делаете из нее 8- или более- скоростную, расстояние между контргайками становится 130мм. Теперь у вас торчит «всего лишь» 3,5 мм оси с каждой стороны – если, конечно, вы передвинете правый конус для того, чтобы ось во втулке располагалась по центру. Этих миллиметров хватит вам с избытком. (Примечание пер.: 130мм – расстояние, используемое в 8-/9-/10-скоростных дорожных втулках, тогда как в горных велосипедах/втулках эта величина составляет 135 мм. См. spacing).

В принципе, ось может и совсем не выступать из контргаек. Просто при установке колеса удобнее иметь некоторый запас. Шелдон однажды устанавливал колесо на велосипед, в задней втулке которого ось была «заподлицо» с контргайками. Это был «fixed-gear» (велосипед без механизма свободного хода), но при этом с вертикальными дропаутами, так что Шелдон использовал такую втулку для того, чтобы иметь возможность хоть немного регулировать натяжение цепи. Он проехал много миль на этом велосипеде и ни разу у него не возникло проблем из-за отсутствия выступа оси.

(Примечание пер.: Выглядит ненадежно. Весь вес велосипеда и велосипедиста, включая нагрузки от прыжков и неровностей, приходится на один маленький тонкий эксценрик. Вероятно, Шелдон ездит очень аккуратно).

Не-Shimano Втулки

В общем-то, орехов не-Shimano, совместимых со втулками Shimano, не существует. Т.е. даже если у вас есть втулка не-Shimano, орех у которой можно снять, ко втулке Shimano он не подойдет. У многих не-Shimano втулок орех приклепан к корпусу втулки.

Некоторые «высококачественные» не-Shimano втулки имеют алюминиевые барабаны (корпуса орехов) для экономии веса. Это ПЛОХАЯ ИДЕЯ, поскольку стандартный рисунок шлицов Shimano не рассчитан на этот материал. Стальные звездочки часто оставляют зазубрины на выступах барабана, что не только портит барабан, но и может сделать практически невозможным снятие кассеты. (Прим. переводчика: к примеру, на втулки Chris King по умолчанию устанавливается алюминиевый барабан)

Справа на фотографии показан алюминиевый барабан, пострадавший от стальной кассеты.

Начиная с 2004 г., компания Shimano начала использовать алюминиевые барабаны на 10-скоростных моделях Dura-Ace. Для того, чтобы решить вышеописанную проблему, Shimano изменило рисунок шлицов – выступы на алюминиевом барабане стали значительно выше. Обратной стороной медали является то, что эти втулки будет работать только с 10-скоростными кассетами Dura-Ace от 2004 г. и позже.



Из 6-/7-скоростной втулки (126мм) делаем 8-/9-скоростную (130мм)

Как уже говорилось, большинство 6- или 7-скоростных кассетных втулок может быть модернизировано до 8-/9-скоростей – путем замены ореха.

Расстояние между контрайками в 6-/7-скоростных втулках обычно составляет 126мм, тогда как в 8-/9-скоростных втулки эта величина обычно равна 130 мм (дорожные) или 135 мм (горные велосипеды/гибриды).

При изменении этой величины необходимо менять натяг спиц: сильнее натянуть спицы с правой стороны, возможно, немного ослабить с левой – для того, чтобы колеса обод вновь стал располагаться по центру рамы.

Кроме того, придется менять и расстояние между задними дропаутами («спейсинг»). Шелдон предлагает прочитать его статью об изменении спейсинга рамы.

Прим. пер.: Не все так просто: речь в основном идет о стальных рамах, тогда как на сегодняшний день более распространены алюминиевые, которые плохо переносят эту операцию (не говоря уже о карбоновых). Кроме того, и это объясняется в статье, могут возникнуть сложности с симметричным расположением и взаимной параллельностью дропаутов. Так что я не рекомендовал бы эту операцию. Не проще ли оставить 6-/7-скоростную раму такой, какая она есть: классическая и обаятельная? smile
Shimano Freehub ® обслуживание



Обычно орехи (храповые механизмы) никто не чинит, поскольку их ремонт может обойтись дороже, чем покупка нового ореха. Но если вы действительно хотите разобрать и перебрать его, то это может быть сделано по аналогии с обычной трещоткой. Вам понадобится довольно редкий инструмент Shimano TL-FH 40 для отвинчивания в орехе чашки, которая также является конусом для подшипников ореха.

Более полную версию статьи можно найти по адресу
http://tri.by/techno/freehub_and_cassete.aspx
Некоторая информация в таблицах, что касается кассет, их взаимозаменяемости не попала сюда, из-за ограничений движка этого сайта. Если она тебе нужна - смотри полную версию


Источник: http://tri.by/techno/freehub_and_cassete.aspx
Категория: Велостатьи | Добавил: корчмар_з_Окінави (17.10.12)
Просмотров: 8631 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Реклама


Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2017 Хостинг от uCoz